Произошла поломка вездехода. Как всегда, эта ненадежная техника вышла из строя в самый неподходящий момент, в отдаленном месте от полевого лагеря, на краю участка, далеко от города. И, по известному «закону подлости», «полетела» та единственная деталь, которой с собой в запасе не было. Разлетелся диск сцепления, причем, оторвавшийся сегмент пресловутого диска пробил защитный кожух корзины блока сцепления, стальное днище лодки вездехода и ушел далеко в замшелый грунт. В днище образовалась узкая щель, которая, как потом выяснилось, чуть не привела к печальному концу. Из хорошего было то, что все случилось на последней точке съемки. Участок мы отработали, месячный план выполнили, можно перебираться в следующий район работ, но это досадное происшествие задержало нас. Отряд состоял из пяти человек. День склонялся к вечеру. Так как утро вечера мудренее, решено было переночевать под открытым небом, благо погода стояла ясная и теплая. Каждый из нас для себя соорудил из жердей настил на высоте примерно двадцати сантиметров от земли, - вся она была покрыта влажным мхом. По углам настила вбили вертикально по четыре метровых жерди, на которые повесили марлевые полога от гнуса. Спальные мешки мы предусмотрительно взяли на всякий случай, хотя собирались вернуться на вездеходе в лагерь, до которого было около десяти километров. В спальниках и устроились на ночлег с относительным комфортом.
Интересно заметить, что за всю свою жизнь, работая в поле, я научился по-настоящему ценить домашний уют. Всякий раз, ложась спать в теплой квартире на широкой кровати, я ощущаю чувство необыкновенной радости, что ниоткуда не капает, не поддувает снегом через щели балка или палатки, что белье на тебе чистое и ноги сухие. Что не изматывают душу палящее северное солнце и болотные сапоги, которые нельзя снять из-за чавкающей сырости вокруг. И не донимает гнус, от которого спасеньем может быть только терпенье. Как мало нужно человеку для полного счастья, если он когда-то годами, зимой и летом, испытывал трудности и лишения таежной кочевой жизни...
Наутро мы вдвоем с начальником отряда пошли пешком в лагерь. Там находилась рация, по которой можно связаться с базой партии, сообщить о поломке и попросить помощи. Остальные три человека остались возле вездехода. Мы вышли утром. Долго брели по болотистым марям. Найдя, наконец, лагерь, успели к вечернему сеансу радиосвязи. Все закончилось хорошо. Назавтра подоспела помощь, вездеход отремонтировали, и весь отряд выехал в город, чтобы немного отдохнуть и, затем, ехать на другой участок.
Это все предыстория того приключения, что случилось позже. Мой друг в разгар полетного сезона оказался «не у дел». Самолет, на котором производилась съемка, ушел «на форму» - на плановую проверку геометрии самолета и регламентные работы. Таким образом, у моего друга оказались свободными несколько дней. А наш базовый лагерь, откуда нам надо было отрабатывать участок, стоял на живописном берегу озера Кэлтыкээн. В этом озере водилось много рыбы, крупный гольян и окунь. Я пригласил друга скоротать свободные дни на озере, и не без корысти для себя. Знал, что он хороший рыбак и отменно готовит копченую рыбу. Мой друг с радостью согласился поехать с нами.
На новый участок отправились на двух вездеходах. Один новый, для транспортировки людей и груза, другой съемочный, с аппаратурой и аккумуляторами, тот самый, у которого была поломка, с пробитым снизу корпусом-лодкой. Так получилось, что водителя на этот старый вездеход не оказалось, он уехал на свадьбу, и сесть за рычаги этого «доходяги» пришлось мне. Я согласился, навыки вождения у меня были. Тревожило только то, что у этого трактора не работало почти все. Ездил он только вперед, при движении назад из-за перекошенного бортового редуктора у него слетала правая гусеница и вездеход «разувался». К тому же, лодка пробита обломком диска сцепления, возможность долго держаться на плаву вызывала сомнение. Не работал и ограничитель оборотов мотора, поэтому, чтобы не «запороть» двигатель, «газовать» сильно не следовало. Еще долго можно перечислять все беды этой техники, но времени на ремонт не оставалось, коней на переправе не меняют, и мы двинулись в путь. Мой друг сидел со мной в кабине с правой стороны. Время от времени мы начинали двигаться медленно, чтобы на малом ходу, высовываясь из кабины по пояс, забивать молотками вылезающие пальцы гусениц. Меня могут упрекнуть знающие люди, что де за техникой надо следить, потом выезжать на работу в тайгу, но все это происходило в восьмидесятые годы. Любая запасная часть доставалась с превеликим трудом, а стопорных колец для пальцев гусениц, к примеру, не было вообще. На пальцах наваривались набалдашники, но при этом в случае ремонта нельзя было разъединить гусеницу, - не стопроцентным средством это было. Одним словом, выкручивались, как могли. Давил план и приходилось «по одежке протягивать ножки».
Итак, медленно, но верно мы двигались к нашей цели. Второй, новый вездеход, двигался позади. За рычагами сидел очень опытный водитель - вездеходчик Володя. Преодолели коварное вязкое место в районе реки Маччоба. Дальше шла относительно хорошая дорога, стало веселее, да и после Маччобы все показалось нам нипочем. Поехали быстрее. Подъезжая к мари, по которой туда-сюда мы ездили не раз и не два, решил взять ее с ходу. Но я не учел одного обстоятельства. А об этом следовало бы подумать. Но где там, дикий грохот железа и забрызганное грязью стекло заставляли сосредоточиться только на управлении, глядя перед собой. Месяц напропалую лили дожди и мари набухли, напитались водой. Там, где раньше проезжали без труда, приходилось уже переплывать. При движении я вдруг почувствовал, что гусеницы теряют сцепление с грунтом, вездеход стал двигаться на плаву в грязевом «киселе». Пройдя довольно далеко от берега, стал все больше вязнуть, пока не остановился совсем. Гусеницы вращались, а движения не было. «Кисель» остановил нас. С работающим ограничителем оборотов, на большом газу скорость не была бы потеряна. Назад нельзя, «разуемся», - гусеница может слететь. Мы остались на плаву и без движения. Все, приехали, лодка дырявая, через несколько минут мы утонем в грязи. Если бы не эта пробитая щель в днище! Я включил трюмный насос. Это дало нам возможность продержаться на плаву еще минуту, но минуту, которая стоила многого. Листья, хвоя деревьев и прочий мусор всегда в избытке присутствует в лодке вездехода, вскоре насос забило «шмурдяком», и он перестал выкачивать поступающую внутрь воду. Мой друг, видя безвыходность положения, быстро пробежал по «палубе» и отцепил с креплений два бревна, что были на бортах вездехода. Эти бревна служат для того, чтобы их привязывать к гусеницам, когда гусеничная машина застревает. Положив их на кабину возле нас, он сказал, что когда вездеход станет погружаться, надо брать бревна и прыгать как можно дальше. Держась за них как за поплавки, надо будет ждать помощи. Самим из этой вязкой жижи нам не выбраться. Вся надежда оставалась на второй вездеход. Надо отдать должное Володе, его сообразительности и реакции. Его вездеход был легче. Он, не теряя скорости, прошел слева в пяти метрах, мимо нас, по кустам. Подминая кусты, он мог двигаться. Остановившись впереди, Володя бросил нам трос. Все решали уже секунды. Еще два сантиметра, и вода хлынет в трюм. Я бросился к рычагам. Мой друг, как бывший моряк, быстро закрепил трос за крюк, погрузив руки в грязь по плечи. Не сговариваясь, синхронно, в лад, парной тягой обеих машин, мы двинулись к берегу. И выбрались на сухой берег ближайшего сосняка.
Пока думали о спасении, страха не было. Здесь же, на берегу, когда опасность осталась позади, вдруг стало не по себе, мучительно захотелось курить, хотя я человек некурящий. И страх-то был не столько за себя, - утонула бы дорогостоящая аппаратура и техника. Плана бы нам тогда не выполнить со всеми вытекающими последствиями. Приведя себя в порядок, мы двинулись дальше, до озера оставалось ехать совсем немного.
Удачно отработали участок. Мой друг наловил много рыбы, и, когда отряд отъезжал на съемку, проявляя незаурядное терпение, потрошил крупных гольянов в больших количествах. Затем зажаривал их на большой сковородке на сильном огне и заливал яйцом. Великолепное блюдо! Соорудив коптильню на склоне пологого берега озера, приготовил изумительного качества продукт полугорячего копчения из окуней. Ни до, ни после я не пробовал ничего подобного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий