Незаметно пролетело лето. В партию из Нюрбы и Якутска прибыло более ста человек. Зимовать решено было в Крестяхе. И вновь прибывшие, и те, кто приехал раньше, имели очень приблизительное представление о том, что же конкретно ищут геологи. Догадывались, что очень ценное полезное ископаемое, раз это является государственной тайной, но какое именно? Об этом знали очень немногие. Эти вопросы вспыхивали часто, но с приближением зимы к основной работе добавились многочисленные бытовые проблемы, которые в то время в условиях Крестяха решить было очень сложно: где жить, как элементарно обустроить свой быт, где раздобыть теплую одежду, чтоб не околеть в пятидесятиградусные морозы, как стабильно обеспечить себя едой. Это были жизненно важные вопросы, которыми регулярно занимались Файнштейн, Коненкин, Хабардин. Совершенно было ясно, что своими силами геологам эти вопросы решить было нельзя. И тогда Григорий Хаимович прибыл в Сунтар. Здесь его тепло встретили, все вопросы, которые он поднимал, нашли понимание у районного начальства — секретаря райкома партии П.М. Веревкина, заместителя председателя исполкома райсовета П.Н. Данилова. Для нужд партии были выделены стройматериалы, в том числе из промкомбината 30 кубических метров обрезных досок, стекло и продукты. Доставить все это должны были сами сунтарцы — и этот факт тоже свидетельствовал о понимании важности работы геологов местными руководителями. Файнштейн был очень доволен результатами своей поездки, и его приподнятое настроение мгновенно передалось окружению — появилась уверенность, что зиму можно будет пережить спокойно.
Как только установились устойчивые морозы, которые сковали в ледяной панцирь многочисленные непроходимые болота и мари, колхозники из Сунтарского района снарядили конные обозы для доставки грузов из Мухтуи в Крестях. Колхоз «Победа» из Тойбохоя, где председателем работал депутат Верховного Совета Якутской АССР Николай Митрофанович Иванов, выделил трех работников и десять лошадей с санями, колхоз имени Кирова (председатель Н.И. Саввинов) и колхоз имени Молотова из Эльгяя (председатель В.Н. Попов) прислали также по десять лошадей с санями.
Доски, которые прислали из Сунтара, были хорошего качества, но их было маловато, поэтому приходилось специальной пилой распиливать бревна на доски. Создали четыре пары пильщиков, которые стали соревноваться между собой. В день они распиливали по четыреста-пятьсот метров. Это были молодые парни, из местных, Николай Константинов, Степан Лукин, были среди них бурят Матвей Донкин и русский Иван Писарев. Хорошими строителями оказались Егор Михайлов, Николай Анисимов, Трофим Федотов, Николай Игнатьев.
Но не только на стройке показали себя с хорошей стороны местные жители. Немало шурфов было подготовлено моими земляками, и все их имена перечислить у меня просто нет возможности, назову только некоторых: Василия Иванова, Никиту Саввинова, Дмитрия Егорова, Афанасия Саввинова...
Нашлись и свои мастера-печники — не было равных Алексею Амбросьеву и Андрею Иванову. Уже в октябрьские праздники заработали новая столовая и баня. И первыми поварихами стали Мария Попова и Марина Бекренева, которые старались столовскую еду максимально приблизить к домашней... Так общими усилиями были разрешены все сложные вопросы первой зимовки ста пятидесяти человек из Вилюйской комплексной партии, руководимой Григорием Хаимовичем, популярность которого среди местных жителей была огромной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий