Задача стояла простая. Отвезти два отряда геофизиков до реки Вилюй и налегке вернуться обратно. До реки по прямой более ста километров. Один отряд и один вездеход снаряжался от нашей организации, а второй вездеход и отряд - от другой. На выполнение поставленной задачи было решено «скооперироваться», - снарядить два снегоболотохода, так как на одном все снаряжение не увезешь, да и в случае чего была гарантия безопасности. За рычаги «нашей» техники сел очень опытный, осторожный и думающий вездеходчик Сергей Андреевич Чернышов. Перед выездом к участку работ я стал инструктировать водителя. В конце добавил: «Сергей Андреевич, что бы ни случилось в дороге, от вездехода не отходи». Весенние лесные дороги хорошо накатаны, но во время движения была вероятность заблудиться.
Машины ушли по маршруту. Поход состоялся перед майскими праздниками. После праздников вернулся только один вездеход. Стали спрашивать водителя пришедшего вездехода, куда же подевался «наш» вездеход, но не получили вразумительного ответа. До развилки, где стояла какая-то будка, они шли вместе. Стояла ночь, да еще поднялась небольшая метель. А потом наш вездеход, шедший позади, куда-то исчез. Подождав немного и не дождавшись, нерадивый водитель поехал домой и не стал искать товарища. Мы с главным инженером Михаилом Николаевичем предположили, что в метель и ночью Сергей, после развилки, вероятно, ушел правее, а потом что-то произошло, иначе, поняв, что дорога не та, вернулся бы по своим следам до развилки. Очень большое беспокойство вызывало то, что весенний лед на речках был уже тонкий, и в темноте... Дальше уже не хотелось думать о плохом. Доверие к Сергею оказывалось большое, и мы верили, что ничего плохого случиться не должно. Но ситуация из ряда вон очень тревожная. Наш директор уже начал принимать успокоительные лекарства.
Решение приняли такое. Надо организовать экстренный вылет поискового вертолета. Добавлю, что накануне мы получили телефоны спутниковой связи. Это оказалось очень кстати, но пользоваться ими мы еще не умели. Пока я срочно готовил полетные документы, Михаил Николаевич осваивал приемы пользования новым видом связи. Читать документацию на английском языке времени не было, и он научился работать методом «тыка». Быстро научил меня, я схватил телефон и помчался в аэропорт. Михаил Николаевич напутствовал: «Как что-то прояснится, сразу сообщай...»
Взлетели и пошли в район начала поисков. Экипаж вертолета проникся чрезвычайностью ситуации и работал очень внимательно. За всю свою летную практику я не встречал ни одного экипажа, который хоть в малейшей степени равнодушно бы относился к поставленной задаче. Всегда существовало понимание по-человечески искреннее и, я бы сказал, трогательное. Зачастую работа выполнялась на пределе, а иногда и за пределами возможного...
С воздуха определили лесную дорогу, по которой двигались вездеходы, дошли до развилки, увидели будку возле нее. Ну что же, начало хорошее. Метель замела следы гусениц, но хорошо то, что по пути движения вездехода оставались комки снега, отбрасываемые гусеницами. И мы поняли, что, действительно, Сергей двинулся правее от развилки. Вертолет описывал невообразимые виражи, «распутывая» след, так как заблудившийся вездеход петлял по многочисленным профилям и магистралям, которыми была изрезана тайга. Потом мы потеряли след, но увидели, что по лесу пробирается автомобиль «Урал». Посовещавшись с командиром, решили подсесть поближе к автомобилю и спросить у людей, не видели ли они наш вездеход. Произвели сложную посадку из-за снежного вихря на заснеженной мари. А «Урал» вдруг стал удирать от нас задним ходом по дороге. Я спрыгнул на снег и стал сильно махать шапкой, чтобы беглецы вернулись. Они остановились. Поняли, что никакой опасности им от нас не грозит. Я спросил, не видели ли они наш вездеход поблизости. Получив отрицательный ответ, вновь запрыгнул в вертолет. Произвели взлет и возобновили поиски. Снова нашли след, снова начали его распутывать. Совершая виражи на низкой высоте, едва не задевали макушки деревьев. Вот это был пилотаж! И, о, чудо, пролетая низко над лесом, выскочив на опушку, мы увидели наш вездеход, стоящий на дороге у кромки деревьев, а возле него человека, лежащего у костерка на хвойном лапнике.
Я сразу узнал Сергея, и в тот же миг кивнул головой командиру вертолета на его немой вопрос, когда тот посмотрел на меня. Показав поднятый большой палец, я ладонью сделал жест, который означал «вниз, надо садиться». С полукруга произвели посадку метрах в шестидесяти от вездехода. Сергей поднялся и шел к нам. Я быстро достал спутниковый телефон, навигатор GPS и включил их. Пока умные приборы «ловили спутники», мы поздоровались с Сергеем. Выяснив накоротке, что все в порядке, просто кончилось топливо из-за дефектной бочки, что была в запасе. Она потекла по шву и горючее просто вытекло. Сергей запасливо оставил необходимое количество солярки в баках и заглушил двигатель. Стал коротать время, спокойно ожидая помощи. Теплая одежда и запас продуктов у бывалого полевика, конечно же, были. Я показал на вертолет, который не полностью опирался колесами шасси на заснеженную ненадежную кочковатую поверхность мари, и находился частично в режиме висения. Крикнув Сергею на ухо сквозь шум, что исходил от летающей машины: «Давай в вертолет, - домой!», я побежал к вездеходу, чтобы сделать отметку в навигаторе, «засечь» место стоянки, - потом на это место прибудет другой вездеход с людьми и топливом, чтобы благополучно вернуть на базу оставленную технику. Одновременно набирал номер телефона Михаила Николаевича. Надо было срочно информировать людей, беспокойство и тревога которых были очень сильными. Услышал голос главного инженера и стал кричать в микрофон: «Все в порядке, просто кончилась горючка, сейчас все вместе вылетаем домой!». Получив в ответ «спасибо», бросился бегом к вертолету - каждая минута летного времени стоила очень дорого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий